Роль Музея природы в формировании экологической культуры школьников

Музеи природы, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Вначале они возникали как кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных сотрудниками научного отдела заповедника краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов.

Идея зарождения музея природы и экологии

Желание создать Музей природы появилось давно. В начале для музея не было отдельного помещения, и все экспонаты хранились в кабинете экологов, но с увеличением их количества экспонатов возникла проблема размещения и хранения. Основными целями создания Музея природы стали следующие:

-формирование экологического мышления;

- привитие интереса к биологии;

-любовь и уважение к природе.

Фонды музея напрямую связаны с дополнительным образованием. Поэтому те экспозиции, что установлены в музее, в большей степени работают на общее развитие и экологическое воспитание детей. В музее хранятся, изучаются и экспонируются научные коллекции. С помощью настенных картин, отдела этнографии, окаменелостям древних моллюсков, коллекции скелетов, фрагментов скелета, чучел разных животных и птиц, подобранных к темам экскурсий экскурсанты могут окунуться в мир прошлого, познакомиться с флорой и фауной нашей местности. Такое наглядное восприятия материала позволяет легче усвоить новый материал, а также получить дополнительную информацию, пробуждая творческие интересы и потенциал ребенка. Таким образом, Музей природы становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Поэтому деятельность Музея природы обращёна, прежде всего, к детской аудитории, направлена на развитие ребёнка. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия.

Таким образом, можно утверждать, что в целом музейная деятельность содействует общему развитию и образованию детей интерактивными методами.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности определенных принципов. Это:

-обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведение экскурсий, ко всей деятельности музея;

-сбор, накопление и оформление материалов и документов для пополнения фондов

-строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Экспозиции музея

Работа Музея природы во многом зависит от организационных способностей и мастерства руководителя отдела экопросвещения. Круг обязанностей эколога по музею обширен. Это и планирование и организация работы по поиску и сбору материалов, обеспечение сохранности экспонатов, организация выставок, экскурсий, пропаганда материалов музея, курирование работы актива музея, участие на районных и республиканских мероприятиях, подготовка отчёта о проделанной работе.

Экспозиции нашего музея рассказывают о растительном и животном мире Республики Северная Осетия Алания, природоохранной деятельности, проводимой в Алагирском районе.

Центральное место в музее занимают его фонды, представленные различными экспозициями. Экспозиция Музея природы - результат длительной, творческой работы научных сотрудников и экологов заповедника.

В нашем музее выставлено несколько разнообразных экспозиций

1.Коллекция костного материала

2.Экспозиция окаменелостей древних морских животных

3.Природные ископаемые нашего края

4.Фотовыскавка красивых мест нашего заповедника, памятников культуры, природы, флора и фауна….

5.Древесные и лишайники

6.Этнография…

Невозможно перечислить все преимущества музея, расположенного «под боком». Все экспозиции музея способствуют органичному включению Музея природы в сферу дополнительного образования детей. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно- ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества. На наш взгляд, такие интересные объекты, как фрагмент рога древнего зубра, рога тура, лося, окаменелости древних моллюсков, чучела медвежонка, кабана, волка, орудия труда начала прошлого века и т.д., развивают интерес детей к окружающему миру и возможности его познания.

Работа Музея природы включает в себя главное направление работы – это проведение научно-просветительской работы через организацию музейной экскурсии. Музейная экскурсия имеет свою специфику. Она должна удовлетворять запросы пришедших в музей посетителей различного возрастного и образовательного уровня, имеющих разную степень подготовленности и мотивации, осматривающих музей организованно, в группе или индивидуально. Известно, что восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения, поэтому наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего следует спад внимания. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты. Для учащихся среднего и старшего звена необходим диалог, беседа, побуждающая к совместному обсуждению тех или иных тем.

Огромная роль в результативности экскурсии принадлежит экскурсоводу- научному сотруднику или экологу, человеку, который, выступает своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, учитывающим все особенности посетителей.

Важным моментом является вступительная беседа и знакомство экскурсовода с аудиторией, умение в течение 2-3 минут неспешно представиться, изложить план экскурсии, а в заключительной части умело завершить рассказ.

Особое место в нашей работе занимает подготовка к проведению экскурсий. Мы обращаем внимание на развитие детей, их коммуникабельности, в том числе способности общаться с аудиторией, свободно и красиво говорить, помня при этом, что речь экскурсовода – это, прежде всего, речь собеседника, а не информатора, а потому от нее, помимо грамотности, требуется естественность интонации. Для акцентирования внимания группы на определенном объекте используется такой специфический музейный прием, как создание установки на узнавание.

Наш Музей природы регулярно посещают школьники разных возрастов, студенты, просто люди, кому интересно…

Так же как со школами, у нас заключен договор о совместной работе с Детским реабилитационным санаторием «Тамиск»… В учебный год нас посещают школьники и воспитанники детских садов нашего Алагирского района.

А на каникулах к нам регулярно в основном приезжают дети из летних школьных лагерей и санатория.

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий.

Отделом экопросвещения для детей проводится очень интересная и познавательная экскурсия по залам музея с разными экспозициями, которые помогают понять и увидеть природу нашего края, быт наших предков, природные богатства нашей республики.

Учащиеся с удовольствием слушают, задают интересующие их вопросы, с любопытством рассматривают экспонаты. Особенно ребятам понравился зал этнографии и зал с фрагментами и чучелами животных и птиц. Еще всем нравится зал, где располагаются фотовыставка и представлены работы учащихся школ и воспитанников детских садов района на конкурс работ из природных материалов «Сказки природы». Работы сочетали в себе многообразие разных техник: строения из дерева, листьев, цветов, прутьев, мягкая игрушка, бисероплетение, керамика и многое другое.

Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов. По окончании экскурсий дети поблагодарили экскурсовода за подробный рассказ о выставочных работах.